Мне рассказали об одном случае, недавно произошедшем с двумя воспитанниками Тираспольского Суворовского военного училища. Пятнадцатилетние тираспольчане Денис и Егор случайно обнаружили в общественном месте сумку с деньгами и документами. Отыскали хозяйку и вернули утерянную вещь.
И я подумала: могли ли ребята поступить по-другому? Вроде бы они совершили обычный, нормальный такой человеческий поступок. И все же так поступил бы не каждый. И поступок их может и должен стать примером для других. Да и сами ребята должны почувствовать поощрение общества, понять, что сделали доброе дело.О хорошем нужно говорить. Снова и снова напоминать об этой нормальности, норме: вернуть чужую вещь, помочь тому, кто в помощи твоей нуждается, не пройти мимо… Если сегодня границы нормы несколько размыты, значит, тем более все мы должны снова и снова напоминать о том, что такое хорошо. И своим примером, и рассказом о чужом примере. Научить и научиться «причинять» добро.
В духе патриотизма, Или что значит быть мужчиной.
Итак, недавно двое друзей Егор и Денис отправились в Екатерининский парк погулять, поиграть в футбол. Проходили мимо собора Рождества Христова и увидели на скамейке открытую сумку. Сначала решили постоять, подождать хозяйку сумки: может, она забежала в магазин и сейчас вернется, подумали ребята. Но и через 15 минут никто не объявился. Тогда стали размышлять, что делать. Была идея отнести сумку в храм или передать охране в Екатерининском парке. Но мимо проезжала машина, которая патрулирует город, ребята остановили ее и показали сотрудникам ППС свою находку. Затем Егор проехал с ними в отделение, где рассказал, как все было. В сумке оказались детские вещи, документы и деньги, более тысячи рублей. Сотрудники ППС отыскали хозяйку сумки, и потерянное благополучно вернулось к своей законной владелице. Позже женщина позвонила родителям ребят, чтобы поблагодарить их сыновей за хороший поступок.
Чтобы побеседовать с героями, я пришла в Суворовское военное училище. Меня провели в большой кабинет, где ожидали ребята. Передо мной сидели двое мальчишек-подростков. Рослые красивые парни с живыми лицами и умным взглядом. Первое, о чем спросила, был ли другой вариант развития событий в головах у ребят в той ситуации? Оказалось, что даже мысли просто пройти мимо у них не было. Сумка была открыта, в ней они заметили помимо кошелька детские вещи. Сразу поняли, что ее хозяйка – женщина с маленьким ребенком. И когда хватится потери, будет очень огорчена. «А забрать чужое – не дай Бог пойти на такое, – нахмурив брови, говорит Денис. – Как вообще потом с этим жить? Это очень низко и не достойно человека». На следующий день на утреннем построении начальник училища вызвал ребят из строя, при всех похвалив, поставил в пример. «Мы получили благодарность и поощрительные слова от руководства училища, – добавляет Егор. – И от ребят в коллективе. Даже с других курсов, из 10-11-х классов подходили и жали нам руки».
В училище воспитывают ребят в духе патриотизма, потому поступок суворовцев – лишь следствие такого воспитания. «Мы учим их тому, что завещал великий полководец Александр Васильевич Суворов: чести, доблести, правилам приличия, культуре поведения, – рассказывает начальник Суворовского военного училища, полковник Сергей Александров. – Человек в форме ассоциируется у гражданских людей с высокими моральными принципами. Человек в форме всегда придет на выручку. Учиться к нам приезжают ребята со всей республики, от севера до юга. Получившие разное воспитание в своих учебных заведениях, в своих семьях, с разным набором качеств, попав к нам, они понимают, что по-другому поступать нельзя. И, конечно, когда есть личный пример офицерского, преподавательского состава, тогда ребята быстро усваивают эти нормы. Мы воспитываем наших суворовцев в духе мужского отношения к делу, к обществу, людям. Потому нам вдвойне приятно, когда они совершают такие поступки, какой совершили Егор и Денис. Ведь они просто могли пройти мимо сумки, но, видите, приняли правильное решение. Сегодня часто сетуют, что молодежь не та. Нужно правильно воспитывать. Об этом говорит и Главнокомандующий нашими Вооруженными силами Вадим Красносельский, и министр обороны генерал-лейтенант Олег Обручков. И мы гордимся ребятами, их поступком. Лучшая награда для командира, наставника, когда ты видишь результат. Результат бессонных ночей и переживаний за каждого».
Там, где самые лучшие наставники
О возможности поступить в Суворовское военное юноши узнали от родителей. И подумали: почему бы и нет? Оба пришли после четвертого класса общеобразовательной школы. Оба здесь уже пятый год. Впрочем, вначале было непросто привыкнуть к новым правилам, распорядку дня, а главное, что здесь нужно было оставаться после занятий, жить всю неделю, а отправляться домой позволялось только на выходные. Им было всего по 11 лет тогда. Совсем дети. Но постепенно ребята стали втягиваться. «Мне нравится здесь атмосфера, сами занятия, строевая подготовка, стрельба, – улыбается Денис.– Все это мое. Привык и к дисциплине, и к требованиям. Чувствую в училище себя комфортно». «У меня в первый год учебы даже были мысли вернуться в школу, – признается Егор. – А уже в седьмом классе все стало привычным. Больше всего мне нравятся коллектив, ребята, с которыми общаюсь, живу. В школе каждый сам за себя, а здесь коллектив сплоченный, мы как одна большая семья. В училище этому уделяется большое значение: воспитанию в атмосфере взаимовыручки».
Распорядок дня в Суворовском военном плотный. Подъем в 6 утра, зарядка, завтрак, построение, на котором обсуждают внутренние дела училища, вручают награды, поздравляются именинников. Потом начинаются уроки, после которых ребятам два часа отводится на самоподготовку, то есть на выполнение домашнего задания. Затем следуют занятия спортом (у каждого свое направление – футбол, самбо и так далее) или по общей военной подготовке. После этого – ужин, личное время, вечерняя прогулка и отбой. Из любимых предметов у Дениса и Егора – обществознание, английский язык, история и география. О наставниках ребята говорят очень тепло: «Здесь самые лучшие офицеры и педагоги, они в нас душу вкладывают в то время, как в школе чаще всего учителя занимаются только обучением. У нас о каждом суворовце преподаватели знают практически все: чем мы живем, что у нас происходит. Кроме того, преподаватель может уделить ученику и час, и два, чтобы объяснить тему еще раз, чтобы позаниматься дополнительно».
Интересуюсь, как влияет училище на ребят из неблагополучных семей или из семей, где оба родителя уехали на заработки, и дети долгое время были предоставлены сами себе и улице. Таким парням, рассказывают мои собеседники, наставники заменяют родителей. Офицеры и преподаватели участвуют в их жизни полностью, направляют их и в хорошем смысле контролируют. «У нас учатся ребята, которые пришли еще в пятом классе, поведение их было неудовлетворительным, – вспоминает Денис. – Сейчас же их не узнать, они стали спокойными, перестали делать глупости, поумнели. Думаю, в обычной школе они бы так не изменились».
Говорим о планах на будущее. Они у парней большие и серьезные. Окончив Суворовское училище, Денис планирует поступить в инженерно-технический институт и стать сильным программистом. Егор будет продолжать заниматься саморазвитием, чтобы стать лучшей версией себя, а также планирует окончить физико-математический факультет ПГУ. Мечтает путешествовать, посмотреть мир, пообщаться с людьми из разных стран.
Источник: газета «Приднестровье»