21 августа 1943 года – дата создания суворовских военных училищ

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Решение об их создании было принято советским правительством, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге.


21 августа 1943 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Пункт 10 данного постановления гласил: «…Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях … девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников…»

Многовековая история свидетельствует, что могущество и безопасность Российского государства определяются крепостью его армии и флота. Победы русского оружия в крупнейших войнах убедительно доказали, что одним из главных факторов в достижении побед был высокий уровень профессионализма командного состава русской армии. Этому в немалой степени способствовала система военного образования, которая в стране на протяжении столетий являлась приоритетным направлением государственной политики. Она рассматривалась как стратегический фактор развития и основа национальной безопасности.

Важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в царской России занимали кадетские корпуса. Суворовские военные училища являются полноценными правопреемниками кадетских корпусов, аккумулировавшими в своей деятельности лучшие их традиции, имеющие многовековую историю развития.

Более 300 лет назад великим преобразователем России Петром I была создана Навигацкая школа, ставшая прообразом будущих кадетских корпусов. Петр I был первым монархом на Руси, кто стал уделять особое внимание подготовке офицеров для создаваемой им регулярной русской армии и зарождающегося флота.

Обучение и воспитание в кадетских корпусах было поставлено так, чтобы максимально способствовать формированию у воспитанников моральных и боевых качеств, необходимых для успешной службы. У будущих офицеров воспитывали такие качества как патриотизм, верность воинскому долгу и воинской чести, смелость, дисциплинированность, товарищество, преданность царю и Отечеству.

После Октябрьской революции 1917 года кадетские корпуса прекратили свое существование. Место военных училищ прочно заняли различные командные курсы. На них в течение нескольких месяцев бывших рабочих и крестьян обучали выполнению обязанностей красного командира.

В ходе военной реформы 1924-25 годов в советской стране была создана система военно-учебных заведений, включавшая подготовительные военные школы, окружные повторные курсы, курсы усовершенствования командиров и военные академии. В области подготовки начальствующего состава были предприняты немалые усилия, направленные на формирование личности такого начальника, который был бы полностью предан партии и соответствовал бы по военному образованию занимаемой должности. Для преподавания военных знаний на курсах и в академиях активно привлекались «военспецы» старой школы – офицеры царской армии, оставшиеся на службе в РККА.

И только в преддверии новой мировой войны руководство СССР вернулось к тому, что понял еще Петр I: юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни еще со школьной скамьи.

Военные артиллерийские, пехотные, летные и другие училища были созданы на базе прежних курсов и военных школ в 1937-41 годах. Слово «курсант» прочно вошло в советский обиход, и до сегодняшнего дня им именуют всех учащихся военных училищ.

В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Так же появилась и необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Некоторые из них сами проходили обучение в кадетском корпусе до революции.

В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, в училища отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев – «воспитанник». (Только через два года воспитанников СВУ стали называть «суворовцами»).

Воспитанники СВУ первого набора 1943-44 года состояли не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В СВУ направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Обилие военных сирот в первые послевоенные годы способствовало созданию новых военных училищ по образцу суворовских, но не всегда на это хватало средств.

Долгие годы СВУ оставались основной «кузницей» офицерских кадров для советских Вооруженных сил. Выпускники суворовских училищ принимались без экзаменов во все военно-учебные заведения страны, и большинство из них связывало свою судьбу со служением Родине.

На сегодняшний день в ведении Министерства обороны Российской Федерации находится 11 Суворовских военных училищ: Московское, Санкт-Петербургское, Екатеринбургское, Северо-Кавказское, Казанское, Тверское, Ульяновское, Пермское, Тульское, Уссурийское и Московское военно-музыкальное.

Два года назад, 3 сентября в столице Приднестровской Молдавской Республики было открыто Тираспольское Суворовское военное училище. Мечта тысяч мальчишек о собственном учебном заведении военной направленности осуществилась. Более двухсот ребят из всех городов и районов республики стали носить гордое звание «суворовец».

0102030405060708.1080910.110111215161718

Прием начальника училища по личным вопросам по средам

с 16-00

Телефон приемной ТСВУ

0(533) 93445

Мысли и афориз­мы А.В. Су­во­ро­ва